Этому хутору более двухсот пятидесяти лет. Дотошные
местные школьники первые жилища хутора обнаружили в балке у ручья. Раскопали
они и остатки кузницы, и колодец с очень вкусной водой. Его нарекли Хуторским и
долго пользовались его прозрачной и легкой водой. К сожалению, неразумные люди
вмешались в судьбу родника и колодца, и теперь он уже не поит людей водой.
Напротив узницы, на другой стороне ручья когда-то
рос фруктовый сад, поражавший своими размерами. По возрасту деревьев этого сада
и определяли возраст хутора.
Само название – Беспаловский - произошло от фамилии или
от прозвища первого поселенца. С каждым годом поселенцев становилось всё
больше, они стали селиться всё выше и выше, потому что там были более ровные
земли и не такие трудные подъезды. Примерно в 1866 году в хуторе построили
церковь. Она действовала вплоть до 1919 года, когда бандиты ограбили храм,
вывезли все ценности, а сторожа Голутвина убили.
Церковь, правда, не разрушили. Долгое время она простояла
заброшенной, пока в ней не открыли клуб. Но в 1938 году храм разобрали для
постройки нового здания Машинотракторной станции. В этом здании до сих пор
располагается контора местного хозяйства.
В двадцатые годы в хуторе открыли медицинский пункт,
которым заведовал Герасим Макарович Красненко. ОН пользовался большим уважением
и авторитетом среди хуторян. Ныне его прах покоится на местном кладбище.
Гораздо раньше в хуторе открыли школу, ещё в начале прошлого века, в1904 году.
Сначала это была церковно-приходская школа, потом стала восьмилетней, а с1969
года в хуторе работает средняя школа.
Первый трактора на хуторских полях появились в 1927
году и принадлежали они Антошенским МТС, а первый колхоз здесь появился в 1930
году и назывался он «Первое Мая».
Неравнодушный к окружающему миру человек всегда задает себе
вопросы. Кто я? Кто мои предки? Откуда я? Почему так называется мой населенный
пункт? Кто его основал? Когда? Вот и мы, проведя исследования о создании нашего
хутора, задались вопросам, что стало с нашей Тихоновской церковью? Во многих
хуторах церкви сохранились, а вот у нас не осталось и фундамента. Мы нашли
фотографию церкви, она уцелела в архиве местного жителя П.А.Моторыгина. Сделали
запрос в архив г. Ростова-на-Дону, расспросили местных жителей, которых уже нет
в живых. Некоторые сведения и фотографии собрали сами. Получился материал,
который интересен многим взрослым жителям, не только детям. Зачем ворошить
прошлое? Мы думаем, что люди должны знать свою историю, какой бы горькой она не
была. А еще сейчас печатается очень много книг по краеведению. Возможно, наш
материал заинтересует исследователей, и о нем узнают люди, которые давно уехали
из хутора Беспаловского. Ведь когда были обнаружены захоронения на территории
школы, и у ног ребят лежали скелеты людей, глаза их горели вопросами: откуда
это? Кто это? Вот здесь и помог собранный нами ранее материал. Мы рассказали
ребятам об истории нашего хутора. И это уже не выглядело навязчиво: ты должен
знать. Они сами хотели знать. Мы оформили работу и ребята с удовольствием ее
прочитали.
Первые поселенцы были казаками зажиточными. Уже в 1866 году
они собственными силами построили первую церковь, освященную во имя Святителя и
Чудотворца Тихона Задонского ( епископа Воронежского и Задонского. Престол 13
августа по старому стилю, 26 августа по новому стилю). О зажиточности хуторян
говорит их малочисленность на момент строительства церкви. Так, 13 мая 1870
года, когда впервые на Дону утвердилось понятие «поселковый атаман» ( в более
поздней интерпретации « хуторской атаман») в Беспаловском приходе было 44 двора.
Церковь, запечатленная на фотографии начала тридцатых
годов, построена в 1892 году взамен старой, меньшей по размерам. Как записано в
«Клировых ведомостях Праваторовского Благочиния» была она...» на каменном
фундаменте, деревянная, в одной связи с такой же колокольней и крыта железом».
Перед революцией настоятелем хуторской церкви был священник Иван Федорович
Богданов, сын священника. Помогал ему псаломщик Константин Николаевич
Рагульский, из дворян.
А в самом хуторе атаманил урядник Н.Матарыгин. При новой
власти атамана с семьей расстреляли, а церковь закрыли
В первые десятилетия Советской власти существовала
организация с названием « Союз воинствующих безбожников». Этим сказано все.
Церковь, правда, не разрушили. Долгое время она простояла заброшенной, пока в
ней не открыли клуб.
В 1919 году бандиты ограбили храм, вывезли все ценности, а
сторожа Голутвина убили. В 1936 году Тихоновскую церковь хутора Беспаловского
разобрали, и из этого леса возвели контору Беспаловской МТС.
Через 30 лет на месте церкви начали строить школу, а в 1969
году построили здание Беспаловской средней школы. Что школьный двор находится на
месте бывшего церковного кладбища, знали давно, но как-то не верилось.
И вот в этом году ( 2007) при строительстве траншеи для
газопровода экскаватор копнул поглубже. И на поверхность земли высыпались
останки истлевшего гроба и два скелета: маленький - ребенка лет 12, и большой -
мужчины, а в траншее остался скелет средний - женщины. Тут сбежались школьники,
пришли хуторяне. Долго раздумывали, но сошлись на одном: в этой могиле
похоронена семья. Видимо, это семья атамана Матарыгина, так как она была
расстреляна, и старожилы говорят, что похоронен он был на церковном кладбище.
Судя по не совсем истлевшей материи на сгнившем гробе, захоронение не такое уж
древнее, и вполне может принадлежать к описываемым событиям. Останки людей были
собраны и захоронены по настоянию священников Урюпинской церкви на месте, где в
будущем году планируется построить храм.
Человек всегда тянулся к святым местам. Без веры нет
человека. И как бы ни пытались ее убить, она пережила все тяготы и невзгоды . И
души людей опять стремятся в храм. Церковь в хуторе Беспаловском решили
построить ( так как восстанавливать нам нечего, уж слишком «постарались»
строители новой власти). И для этого уже привезли стройматериалы, купол церкви,
крест.
Храмы всегда привлекали своей красотой, спокойствием,
святостью. Так что скоро и беспаловцы смогут повторить слова В.Шефнера:
И брожу, восхищенный, по храму-чертогу,
И душа красотой веселится.
Будь я богом - покинул бы небо, ей-богу,
Чтоб в жилище таком поселиться !
|